"Медведь", репетиция спектакля по пьесе А. П. Чехова
Спектакль по этой пьесе состоялся в Тобольске 3 марта 1918 года в домашнем театре семьи Романовых при участии бывшего царя Николая II и двух его дочерей. В Тобольске Николай II со своим семейством находился в ссылке.
В ходе исторической эволюции Романовы должны были пасть. Но их низвержение и физическое уничтожение нанесло фатальный удар по формировавшимся в течение тысячелетия фундаментальным духовным, нравственным и культурным ценностям России. Сильная православная вера, семейные традиции, нравственность, порядочность, честь военного, мужчины, женщины – всё это глубоко уходило своими корнями в почву русской монархии. И, в одночасье, осталось без пищи и воды. Потеря оказалась колоссальной. Вышеперечисленное касалось всех слоёв общества. Воспитанность, порядочность и репутация крестьянки могла на несколько уровней превосходить те же качества новоиспечённой графини екатерининской эпохи. С обрушения Дома Романовых начался вакханический хаос.
В это смутное время семья бывшего императора ставит чеховского «Медведя». Спектакль, созданный главным режиссёром Тобольского драматического театра Валерием Медведевым и художником-постановщиком, Заслуженным деятелем искусств России Виктором Моором – о самом главном для человека: любви и доброте. Выразительно и убедительно выглядят на сцене Татьяна Артемчук (учительница Битнер), Константин Орлов (комиссар Панкратов), Елена Воронович (жительница Тобольска). Всё же, главный акцент поставлен на отношениях отца и дочери, Николая Романова (Игорь Колдачёв) и великой княжны Ольги (Ирина Полыгалова). Ясно прослеживаются три линии человеческого тепла и участия: от папы – к дочке, от дочки – к папе; между Панкратовым и Романовым.
Общественное мнение того времени, о семье Романовых, было неоднозначно. Однако, даже самые злые языки не могли найти ничего порочащего репутацию детей. Царевич Алексей, по малолетству и болезненности, не успел себя проявить. Великие княжны, заслуженно, были образцом воспитанности, порядочности и доброты. Все вместе, Романовы являлись настоящей счастливой любящей семьёй. Молодая артистка Ирина Полыгалова сумела понять и замечательно воплотить в образе великой княжны Ольги лучшие человеческие качества её и сестёр. Любовь отца и дочери друг к другу, семье и России вливается в зрительское сердце просто и открыто. Николай и Ольга напрямую связывают судьбу своей семьи и страны. Тревогу и боль на их лицах нельзя не разделить в душе. Глядя на игру Игоря Колдачёва, приходит чувство, что роль Николая II была дана ему свыше.
Спектакль лаконичен, как античная скульптура. Белое и чёрное платье на великой княжне Ольге, белый пол и чёрные стены дают ясно почувствовать весь ужас неотвратимости надвигающейся судьбы. Льющаяся со сцены в зрительный зал энергия любви волнует и будоражит. Психологический и фактический рисунок атмосферы Тобольска того времени точен и ясен. Спектакль – прекрасен.
После выхода из зрительного зала, почему-то, защемило сердце. Наверно, так должно быть. Ведь оно – живое…
Пресс-центр Тобольского драматического театра.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.