История

В истории культурного освоения Сибири есть одна знаменательная дата - 8 мая 1705 года. К этому дню относится первое упоминание в "Летописи Сибирской" ямщика Ивана Черепанова о первых сценических представлениях, театральных действиях в г. Тобольске, хотя начались они, несомненно, раньше.


Тобольский театр прошел длительный и трудный путь от семинаристского (церковного) до сегодняшнего зрелого профессионального драматического театра.

По материалам тобольского архива установлено, что театр в Сибири существует со времен Петра I, и начало ему положено в главном сибирском городе Тобольске Митрополитом Сибирским и Тобольским Филофеем Лещинским и его учениками архиерейской школы. В рукописной "Сибирской летописи" от 1727 года, которая хранится в библиотеке Тобольской семинарии, сказано: "Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и, когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор благовест производил, а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ собирался. Спектакли ставились на библейские темы. Пьесы писали преимущественно лица духовные и монашествующие. Представлялись пьесы с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее воздействовать на сердца и на чувства современников. Несомненно, и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии и игрища комедианские", по выражению летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания последних, для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей.

Репертуар спектаклей не известен. Первой из сыгранных при Филофее пьес, скорее всего, могли быть "Ревность православия" или "Царство мира".

Аллегорические школьные пьесы "Царство мира", "Торжество мира", "Ревность православия" посвящены прославлению побед, одержанных Петром I в Северной войне со Швецией в 1702 - 1709 гг

Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не угасло в Тобольске и после него. При его преемнике, воспитаннике Киевской академии, митрополите Антонии Стаховском, с его дозволения, ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славяно-латинской) школы в Святки представляли пьесы духовного содержания, причем получали за то вознаграждение. Собранные деньги за представления шли частью на содержание учившихся, частью на жалование учителям.

В 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким была учреждена в г. Тобольске семинария вместо славяно-латинской школы. Семинаристы, среди которых всегда бывали музыканты, играющие на скрипке, гитаре, гуслях, кларнете, продолжали давать театральные представления. Любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои Тобольского общества. К сороковым годам XVIII века на смену религиозному репертуару приходит светский. С 1744 года в Тобольске ставились пьесы не духовного содержания: "Калиф на час", "Царь Максимилиан", "Фомка" и др. Спектакли вызывали у тоболяков большой интерес и пользовались популярностью, собирая массу зрителей.

Из-за частых пожаров в деревянном Тобольске архив не сохранил документов, подтверждающих точную дату рождения городского профессионального театра, тем не менее, можно говорить о первой половине 60-х годов XVIII века.

Омский государственный архив сохранил сведения о том, что инженерный капитан Иван Андреев, родственник купца Корнильева, некоторое время живший в Тобольске, в зиму 1764 - 1765 годов организовал в Омске оперный дом для игры комедий по примеру Тобольского.

По причине пожаров и здание театра в Тобольске строилось несколько раз. Так, К. Голодников в своем историческом труде "Город Тобольск и его окрестности" пишет: "В 1770 году сосланные в Тобольск пленные конфедераты устроили здесь снова театр. Бывший тогда Сибирским губернатором Д.И. Чичерин, горячо сочувствуя этому делу, бывал на каждом представлении со своей дочерью и платил каждый раз за вход свои 150 рублей ассигнациями". В 1788 году по сообщению Духовного ведомства были истреблены пожаром следующие здания и имущества: "винный подвал, пороховой подвал, питейных домов - 23, богаделен - 24 и оперный дом".

Театр этот (оперный дом) располагался на месте, где сегодня в г. Тобольске стоит памятник Ермаку. Позднее деревянное здание Тобольского театра было постоено в 1789 году на нижнем посаде по разделению города, в третьей части, в Богоявленском приходе (здесь сейчас находится польский костел). Внутри театр имел ложи, партер, галерею и находился в ведении Приказа Общественного призрения. Управляющим театра был директор Тобольской народной школы Иосиф Ишимов.

20 декабря 1799 года актеры заключили договор с директором Тобольского театра сроком на один год.

Труппа состояла из 16 актеров, имелся оркестр из 9 человек.

Пьесы для репертуара покупались у купцов. Так, у тобольского купца Варламова были куплены пьесы "Две турецкие вдовы", "Счастливая мещанка", "Игра любви и случая" и др.

27 марта 1802 года И. Ишимов просит освободить его от должности управляющего Тобольским театром, в свою очередь артисты Алексей Ушаков и Алексей Возницын подают прошение в Тобольский Приказ Общественного призрения о своем желании взять театр на собственное содержание, на что и получили положительный ответ.

Важное место в культурной жизни города в 90-х годах XVIII века принадлежало театру. Интеллигенция города, люди передовых идей принимали активное участие в его жизни. Великий русский писатель-революционер А.Н. Радищев, остановившийся в Тобольске по пути в ссылку в Илимский острог в 1790 - 1791 годах, слушал в Тобольском театре оперу А. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и трус". Из писем Радищева известно, что он был изумлен умелой и правдивой игрой актеров.


Александр Васильевич Алябьев (отец композитора А.А. Алябьева). Этот просвещенный человек содействовал расцвету издательского, музыкального и театрального дела города. А.В. Алябьев сыграл главную роль в создании в Тобольске первого профессионального театра в Сибири, "заведенного от приказа общественного призрения", и покровительствовал его труппе, предоставив возможность давать представления в своей резиденции на Богоявленской улице, пока в 1794 г. не было построено специальное театральное здание. В губернаторском доме проходили и вечера музыкального общества, душой которого был А.В.Алябьев.


Благородное меценатсво правителя распространялось и на Тобольское главное народное училище, на содержание которого он жертвовал собственные средства.

Тобольский губернатор оказался великодушным к сосланному в Сибирь и задержавшемуся в Тобольске на семь месяцев по дороге в Илимский острог А.Н.Радищеву.

В 1796 г. А.В.Алябьев был переведен губернатором в Кавказскую губернию. В 1798 г. Александр Васильевич был произведен в действительные тайные советники и назначен сенатором. По его инициативе был построен Ижевский оружейный завод. "За приращение казне дохода" высочайше повелено было производить Алябьеву от Монетного департамента по 1000 руб. в год и 300 руб. столовых в месяц пожизненно. Умер Александр Васильевич в 1822 году.

Большой вклад в развитие театрального искусства России внес сын Тобольского наместника Александр Александрович Алябьев - известный композитор и автор романса "Соловей". А.А. Алябьев был сослан царским правительством на свою родину в 1828 году. Он организовал в Тобольске большой оркестр, устраивал концерты, музыкально-театральные представления, которые пользовались таким огромным успехом, что о них писали не только местные газеты, но и столичные Петербургские газеты и журналы.


В 20 - 30 годы XIX века в Тобольске образовалась группа молодых поэтов: Черкасов И.Л., Ветер И.Н., Мильнеев Е.Л., Чижов П. Душой этого поэтического кружка был композитор А.А. Алябьев. Их стихи читались со сцены театра, где ставились спектакли: "Гонимые" Хераскова, "Хвастун" Княжнина, "Мещанин во дворянстве" Мольера, "Лжец" Гольдони, "Солдатское счастье" Лессинга и другие.

Имеются свидетельства, что в этот период ссылались в Тобольск и актеры. Бывали случаи, что некоторых "со строгим режимом" выводили сыграть спектакли, затем снова, надев кандалы, уводили в тюрьму.

В связи с событиями 1825 года (восстание декабристов) в Тобольск прибыли декабристы. Позднее прибыли бывшие члены литературного общества "Зеленая лампа" В. Кюхельбекер, А. Аненков, Г. Батеньков, А. Муравьев, А. Свистунов. Все они отводили театру большую роль в деле воспитания масс, вопрос о роли и назначении театра и актерского мастерства разрабатывался декабристами в литературных обществах еще до ссылок.

Их Дома становились центром культурной жизни, где проводились литературные вечера, диспуты о роли театрального искусства в общественной жизни. Декабрист А. Свистунов, будучи музыкально образованным человеком, принимал деятельное участие, как в музыкальных, так и в театральных вечерах.

На тобольской сцене в те годы была поставлена пьеса "Гарибальди" в переводе В. Кюхельбеккера. Репертуар театра принимает демократическое направление.

Петр Павлович ЕршовВ 1836 году замечательным сказочником П.П.Ершовым, чье имя носит сегодня Тобольский драматический театр, был поставлен спектакль по пьесе Д. Фонвизина "Недоросль". Поэт-тоболяк Ершов Петр Павлович был большим другом дома Фонвизиных. Единомыслие писателя П. Ершова с декабристами оказало огромное влияние на развитие Тобольского театра. В течение нескольких сезонов в театре шла и возобновлялась пьеса П. Ершова "Суворов и станционный смотритель", посвященная великому русскому полководцу.


Демократическое направление в театральном искусстве побеждало, несмотря на самодержавную политику, поощрявшую пустые, мещанские пьесы. На сцену настойчиво проникают пьесы русских и зарубежных классиков. Декабристы помогали составлять репертуар, который воспитывал истинных патриотов, ненавидящих тиранию. В актерском искусстве декабристы поддерживали зарождающиеся реалистические традиции, ратовали за создание русской школы актерского мастерства.

Приобщенная к театру местная интеллигенция продолжала театральные начинания в 60-е и 70-е годы. В это время в театре идут пьесы В. Кюхельбекера "Иван - купецкий сын", "Аргавитяне", где обнажается жестокая и слепая жажда наживы, губительная власть денег. В 1885 году в Тобольске создается Драматическое общество из числа передовой интеллигенции города, имевшее свой Устав, предполагавший подбирать репертуар русских и иностранных авторов, способствовать через посредство сценических представлений развитию эстетического вкуса и сценических сил.

Еще в 1892 году в Драматическом обществе возникла мысль об устройстве народных спектаклей, но главным препятствием служило отсутствие подходящего помещения и, отчасти, недостаток личных сил самого общества. Поэтому народные спектакли были заменены дешевыми общедоступными спектаклями, дававшимися на масляной или пасхальной неделях. Передовая интеллигенция все настойчивее поднимала вопрос о строительстве здания народного театра.

Городская управа категорически протестовала против демократического направления театра, здание драматического театра было отдано под здание так называемого Оперного дома, где представлялись низкопробные музыкальные водевили и граничащие с пошлостью куплеты. Здание старого Драмтеатра, ныне утраченного В противовес действиям управы, передовая интеллигенция Тобольска с боем отстояла дальнейшую жизнь своего любимого театра, имеющего немалый возраст, опыт, традиции. По их инициативе тоболяки за три года собрали средства на постройку нового театра. Люди несли последние крохи, чтобы их театр продолжал жить. Сбор денежных средств начался с 1896 года. Было собрано 14979,03 рубля на строительство здания театра. Проект здания и смету безвозмездно составил губернский инженер Ф.Д. Маркелов. Он вел наблюдение и за строительством театра.

В 1899 году по городу были расклеены небольшие афишки: "В среду, 8 сентября в час дня имеет быть совершен в народной аудитории молебен по случаю ее открытия, о чем извещаются ревнители народного просвещения".

Открытие театра-дворца состоялось. В сохранившемся отзыве говорится: "Не смотря на еще не совсем законченность внутренних работ здания, где лишь в зрительном зале пока окрашены стены и потолок, а в боковых комнатах (фойе) еще голые были бревна, и на этих бревенчатых стенах развешаны картины, пожертвованные в аудиторию, и портреты писателей, зрители были довольны и горячо принимали спектакль А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся" с хорошим актерским исполнением" (Тобольские губернские ведомости, 1899 год). Тобольский театр получил новое название - Народная аудитория.

К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина ссыльным украинским поэтом П.А. Грабовским был написан сценарий проведения пушкинского вечера в театре. Газета "Сибирский листок" отмечала, что аудитория была набита зрителями, все отрывки вечера прошли с большим успехом, вызывая шумные и дружные овации у присутствующих в зале.

В годы революционного подъема 1905 - 1907 годов в репертуаре театра шли пьесы, утверждающие право простого человека на счастье, на лучшую жизнь: "Трудовой хлеб" А. Островского, "Тяжба" Н. Гоголя, "Дядя Ваня" А. Чехова, "Король Лир" В. Шекспира, "Потонувший колокол" Г. Гауптмана.

1917 год. Революция. Все театры на территории Советской республики с 1919 года национализированы, стали государственными. Новая жизнь, новый зритель, желающий видеть на сцене отображение жизни в борьбе за светлое будущее.

После революции вместо "Народной аудитории" театру вернули название, данное декабристами в 1840 году - "Народный дом". Репертуар театра наполняется пьесами о героическом подвиге красногвардейцев, матросов, партизан гражданской войны: "Мятеж" Фурманова, "Чапаев", "Любовь Яровая" Тренева, "Броненосец 1469" Иванова, "Разлом" Лавренева. Эти спектакли были праздником для рабочего зрителя. В спектаклях ведущие роли исполняли артисты: Вепринский, Сташайтес, Семьянов, Жемчужникова, Малиновская, Анжеллова, Егоров, Хахалин, Вольский.

С 1 января 1934 года организовался театр рабочей молодежи (ТРАМ). Театр перешел в управление зрелищных предприятий. В этот период идут спектакли: "Горе от ума" Грибоедова, "Мещане" Горького. Завоевал симпатии зрителей спектакль "Женитьба Белугина" А. Островского в постановке режиссера И.П. Милославского.

Накануне Великой Отечественной войны Тобольский театр являлся одним из лучших драматических театров Российской Федерации. В первые дни войны из Тобольского театра ушли на фронт 38 человек во главе с директором и художественным руководителем. Шестеро из них уходили добровольцами: директор театра Д.А. Черемных, художественный руководитель А.П. Рывкин, ведущие актеры Ф.И. Байкалов-Стуков, А.В. Рудаков, Г.Д. Евсеев.

Вся работа легла на плечи восьми актеров. Это актрисы М.Л. Дьяконова, В.М. Кухтерина, К.М. Кухтерина, Л.М. Роганова, П.П. Строганов, Г.У. Сухачевский, Ю.В. Топорнина, М.П. Строганова. Двумя концертными бригадами стали работать по селам Тобольского района. 5 ноября 1941 года в Тобольск прибыл в полном составе государственный украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой под руководством народного артиста Украинской ССР Бориса Романицкого.

Уже 6 ноября на тобольской сцене ими была показана музыкальная драма М. Крапивницкого "Дай сердцу волю - заведет в неволю". 8 ноября - спектакль по пьесе Квитко-Основьяненко "Шел солдат с фронта".

За 22 месяца пребывания в Тобольске театром М. Заньковецкой было поставлено 542 спектакля, обслужили ими 256 тысяч зрителей. После отъезда Украинского театра на свою освобожденную от фашистов землю в Тобольском театре осталось шесть актеров. Ставились сатирические скетчи, злободневные одноактные пьесы, свежие остросюжетные рассказы из фронтовой жизни. По бездорожью, на лошадях, а то и пешком, добирались до населенных пунктов, давая в день по 5-6 концертов. Смертельно уставшие возвращались домой. Везде их ждали как живых вестников о событиях на фронтах.

Конец 1944 года. Труппа театра стала пополняться. Вернулись с фронта Ю.С. Адамов-Иванов, Д. Павловский, руководившие концертными бригадами. Со слезами и радостью встречали израненных, но живых артистов В.М. Абросимова, А.В. Рудакова, В.Г. Овсянникова, И.Ф. Семьянова, М.А. Смирнова, В.А. Кислицына, Б.И. Коврижных, художника П.И. Малюгина, машиниста сцены П.Н. Бакланова.

В репертуаре театра появились такие пьесы, как "Раскинулось море широко" В. Вишневского, "Весна в Москве" Гусева, пьесы русской и западной классики: "Варвары" М. Горького, "Волки и овцы" А. Островского, "Коварство и любовь" В. Шиллера и другие. Долгожданный день Победы 9 мая 1945 года был встречен спектаклем К. Симонова "Так и будет". Творческий коллектив театра под руководством художественного руководителя Строганова Петра Иосифовича выстоял.

Закончилась тяжелая кровопролитная война, народ переходил к мирному строительству. Наступил новый этап в истории Тобольского театра.

Середина 50-годов ознаменовалась 250-летним юбилеем Тобольского театра. К юбилейной дате коллективом театра были подготовлены спектакли: А.Корнейчук "Крылья" в постановке главного режиссера Г.Д.Абдулова, А.Островский "Без вины виноватые" в постановке режиссера Я.А.Жданова, А.Афиногенов "Мать своих детей"в постановке Г.Д.Абдулова, В.Розов "В добрый час" в постановке режиссера Н.Я.Захарова, М.Горький "Егор Булычев и другие" в постановке режиссера Я.А.Жданова, И.Робин "Гордость России" в постановке главного режиссера Г.Д.Абдулова. Издана брошюра о Тобольском театре и значок из кости мамонта. В адрес театра шли поздравительные телеграммы со всей страны. Три дня тоболяки праздновали юбилей любимого театра. Тобольскому театру была посвящена кантата тюменского композитора М.Бирмана. Свердловская киностудия сняла фильм о днях празднования 250-летия театра.

Наступивший 1956 год принес приятное событие: 18 января главному режиссеру театра Гавриилу Даниловичу Абдулову и старейшей талантливой актрисе Раисе Павловне Дедовой было присвоено звание "Заслуженный артист РСФСР".

12 апреля 1956 года состоялось празднование юбилея старейшего артиста Якова Алексеевича Жданова - 70 лет со дня рождения и 50 лет сценической деятельности артиста и режиссера. В его постановке была показана пьеса В. Гусева "Слава".

С 1949 года коллектив драмтеатра выезжает за 2 тысячи километров к Полярному кругу. На баржах, брандвахтах, рейсовых пароходах начиная с Ханты-Мансийска, труппа двигалась на север, останавливаясь в малых и больших населенных пунктах: Октябрьский, Березово, Нарыкар, Салехард и т.д. Полтора-два месяца в пути, дни напряженного труда, масса впечатлений от встреч с людьми. В 1961 году театру был передан колесный пароход "Аркадий Гайдар", любовно прозванный актерами "Аркаша". Более двух месяцев летом 1961 года труппа театра проводит в гастрольных поездках по северу Тюменской области. Поставлено 105 спектаклей, обслужено 16 тысяч зрителей. Впервые гастроли по Северу проходили на театральном пароходе"Аркадий Гайдар" (капитан П.Е. Копылов) с хорошо оборудованной сценой и зрительным залом на 150 мест. Спектакли шли по 34-35 раз.

60-70-е года в жизни театра отмечены творческим подъемом.

Высокий профессионализм режиссуры и общая постановочная культура отличали многие спектакли. Стабильный творческий коллектив пополнялся выпускниками театральных училищ Ленинграда, Москвы, Ростова, Новосибирска. Драматургия А. Володина, И. Друце, А. Вампилова, В. Распутина определяет направление художественного поиска театра.

Все новые работы свидетельствовали о величии и притягательной силе театрального искусства, царящих на Тобольской сцене. В бурном XX веке театр пережил со страной все потрясения. Революции, войны, социальные и природные катаклизмы - все это оказало влияние на жизнь старейшего театра Сибири и сформировало его неповторимый облик. Ныне он празднует свое 300-летие. 12 ноября 2004 года Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова открыл свой юбилейный сезон. Тоболяки и гости города увидели спектакль по пьесе Майкла Фрейна "Театр. Шум за сценой." Спектакль о театре и актерах в постановке лауреата Государственной премии. Заслуженного деятеля искусств, обладателя театральной премии "Золотая маска" режиссера Бориса Ильича Цейтлина.

Как в прежние времена, в фойе звучала музыка в исполнении коллективов "Тобольск-концерт" (ОРНИ и "Кавалер-трио"). Зрителей и театр поздравили со знаковым событием Глава города Тобольска Евгений Михайлович Воробьев, Глава Тобольского района Решетников Александр Павлович, представители администрации области, города, района и руководители крупных предприятий города. Поступили официальные поздравления от директора Федерального агентства культуры и кинематографии Михаила Швыдкова, председателя Союза театральных деятелей России народного артиста СССР Александра Калягина и президента Российской академии наук Юрия Осипова.

Удачно продолжил сезон спектакль по пьесе Г.Горина "Забыть Герострата", в постановке молодого режиссера из г. Санкт-Петербург Татьяны Захаровой, ставший событием в культурной жизни города.

Сразу после новогодних праздников тоболяков ждала премьера спектакля по пьесе Эмиля Брагинского "Игра воображения" поставленная главным режиссером театра Валерием Медведевым.

Важным событием юбилейного года стало празднование 190-летия со дня рождения Петра Павловича Ершова. 6 марта 2005 года состоялась премьера спектакля по сказке П.П. Ершова "Конек-горбунок". Старая сказка на новый лад, детская байка на новый взгляд. Яркое, красочное, наполненное музыкой и танцами сценическое воплощение сказки, совершенное режиссером-постановщиком из Москвы А.Молостовым и художником-постановщиком А.Паненковым из Тюмени, тепло принято зрителем.

В честь 60-летия Великой победы в театре поставлены спектакли "Прощание славянки" по пьесе Владимира Виниченко и "Прощай, конферансье" по пьесе Григория Горина.

В юбилейном году отпраздновали свои знаменательные даты артисты театра Павел Табакарь и Сергей Грязнов. В мае месяце готовится к юбилею ведущая актриса театра Альбина Шафирова.

Сочетание традиций, богатого опыта и энергии молодости позволило театру имени П.П. Ершова не только сохранить преданного постоянного зрителя, но и привлекать в зрительный зал молодежь. Репертуар регулярно обновляется, включая в себя спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков и лучшие образцы современной драматургии. С театром сотрудничают постановщики из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга и это дает труппе возможность поработать с представителями различных школ и направлений. 

Театральная жизнь, зародившаяся в Сибири в XVIII веке, успешно продолжается и в третьем тысячелетии - возникают новые театры, проводятся фестивали. Но не стоит забывать о том, что все начиналось в 1705 году в небольшом, тихом городе - Тобольске "Лета от сотв. Мира 7213, от Рожд. Христ. 1705… Маия 8 числа, в день Иоанна Богослова".