С добрым юмором Олег Юрьевич начинает рассказ о своей жизни: «Я – «уральский самоцветик». Родился в городе Краснокамске Пермской области но, ещё до школы, был заброшен во Владивосток. Там, на берегу Японского моря, начал формироваться и, до сих пор, нахожусь в развитии. События прошедшей жизни во многом спонтанны, подобно действиям человека, впервые севшего за клавиатуру компьютера и не имеющего представления, что произойдёт после нажатия той или иной комбинации клавиш. Хотя, будущей весной предстоит серьёзный юбилей – 60 лет.
Папа работал в порту Сингапура, обслуживал советские суда. Мама служила военным химиком. В детстве любил спорт, был подвижным. Среди множества спортивных увлечений - гребля на байдарках и бокс. С присущей молодому характеру самоуверенностью, после 4-х месяцев занятий боксом, уговорил тренера допустить до участия в соревнованиях. Там пришло осознание, что для победы одного здоровья мало, и его можно даже потерять.
В юношеских планах хотелось поработать за рубежом, как папа. Но армейская служба в подразделениях спецсвязи лишила возможности выезда за границу. Стало понятно, что хочу быть артистом. Вспоминаю чувство, которое испытал в школьной постановке, играя чёртика. Где-то я услышал, что музыканты думают интервалами. И вот, в детском спектакле пришло чувство увлечения интервалами между ролью и самим собой.
Вначале была попытка поступить на отделение «драматическое искусство» в Дальневосточном институте искусств, но сказали - нет слуха. Как ни странно, в Красноярске удалось поступить на отделение музыкальной комедии, но, как и многие, не выдержал предмета сольфеджио. Поэтому, оставил учёбу в Красноярске. В начале 80-х годов был принят на обучение драматическому искусству в Екатеринбурге, который тогда назывался Свердловском, и закончил его в 1985 году. В Свердловске преподавали много интересных учителей, увлечённых служением профессии. По окончании обучения получил распределение в Серовский драматический театр. Проработал в нём 2 года. Затем - сотрудничество с Армавирским, Чебоксарским, Целиноградским драматическими театрами. В конце 80-х рождается дочь и главной целью стало получение жилья. В 1990 году, на бирже актёров в Москве, директор Н. С. Лаптев и главный режиссёр Тобольского драматического театра В. А. Синицин предложили 2-х комнатную квартиру. Город Тобольск стал родным. Он компактен и удобен для проживания и работы. В Тобольске – чуткий и добрый зритель, который помнит артиста по его удачной роли, а промахи и ошибки забывает. В жизни очень многое происходило «методом тыка» - случайные, но важные встречи с людьми, повлиявшие на судьбу события».
За 32 года на сцене сыграно множество ролей, в Тобольском драматическом театре – свыше сорока. Около десяти лет назад Олегу Юрьевичу было присвоено звание Заслуженного артиста России.
«Недавно в стране много говорили о фильмах режиссёра Эльдара Рязанова. Наверно, секрет успеха заключается в том, что при работе удалось создать тёплую семейную атмосферу, где режиссёр и актёры – друзья. Такая атмосфера очень важна и при создании театральных спектаклей. Думаю, Тобольскому драматическому театру многие завидуют. Это – бескрайний океан. При директоре Сергее Владимировиче Радченко в театре начали ставить спектакли множества разных жанров. Иногда даже актёрам непросто осмыслить свою роль. Запомнилась работа над спектаклем «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог» (В. Коркия, режиссёр-постановщик А. Слюсарчук). Фантасмагория с оригинальными режиссёрскими решениями. Полезный опыт дал Международный фестиваль современной европейской драматургии. Работа с интересными режиссёрами-постановщиками обогатила актёров и дала богатую палитру впечатлений для зрителей. В «Центре сибирско-татарской культуры г. Тобольска» поставил 5 пьес на татарском языке как режиссёр, с помощью переводчиков и специалистов по национальной культуре. Сейчас наступает интересный жизненный период. Его можно образно выразить так: «У самого синего моря жили старик со старухой. Старик ловил неводом рыбу...» Возникает вопрос, а как их звали? И вот, умные люди догадались, что деда звали Грей, а бабушку – Ассоль. Потрясающе! Подобные изменения происходят в жизни людей. Когда, после окончания обучения я пришёл в театр, было стремление играть как можно больше разных ролей. Как сказал К. С. Станиславский, нужно любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Через 30 лет работы на сцене начало приходить истинное осознание любви к театральному делу. Как всё божественное, оно расположено не в себе, а вокруг. Начинаешь любить историю, любить людей до экстаза, прислушиваться к их голосам. Думаю, до 30-летнего возраста ситуация была иной. Актёр должен быть адвокатом своей роли. Но - лишь вначале. Чтобы мой Земляника (Н. В. Гоголь, « Ревизор», режиссёр-постановщик М. Поляков) не стал другим, я должен понять, что он не малиновое варенье. В нём много скользкого и липкого. Адекватное отношение, возможность посмеяться над собой приходит с возрастом. Как-то влиять на молодое поколение считаю для себя неправильным.
В городе Чебоксары произошёл интересный случай. После окончания спектакля, в 10.30 вечера, актёры собрались на встречу с режиссёром. Разговор о театре шёл до 6 часов утра, когда начинают ходить троллейбусы. Такие моменты откровения очень важны. В 1982 году в Екатеринбурге (тогда он назывался Свердловском) состоялась беседа с участниками радиопередачи «Весёлые ребята». Эта юмористическая программа выходила в полночь. Мы общались до утра. Они раскрыли собеседникам тему «Сталкера». Говорили об искусстве, А. Тарковском, братьях Стругацких. Мой личный опыт сложился из общения с умными людьми, которые многое смогли объяснить. Думаю, со зрителями нужно больше говорить о спектаклях, устраивать обсуждения сложной драматургии. Театр нужен людям для раскрытия многих человеческих чувств и эмоций: и ужаса, и прелести. Вспоминая встречи с увлечёнными своей профессией энтузиастами, я понимаю сейчас, что был счастлив».
Спасибо Олегу Юрьевичу за интересный рассказ и яркое многолетнее служение театральному искусству.
Пресс-центр Тобольского драматического театра.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.