В октябре в Тобольском драматическом театре начались репетиции нового спектакля по произведению А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Команда из Санкт-Петербурга: режиссёр Пётр Васильев, художник Алевтина Торик (оба – лауреаты российской национальной театральной премии «Золотая Маска»), композитор Николай Морозов и режиссёр по пластике Игорь Григурко во второй раз работает в тобольской драме. Осенью 2017 года они поставили здесь спектакль «Сибирский соловей» по пьесе П. Васильева «А-ля Алябьев».
Пётр Васильев – Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», Лауреат и дипломант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 1999 году окончил факультет театра кукол в мастерской доцента И.А. Зайкина Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Работал в качестве актера в Театре марионеток им. Деммени, Государственном кукольном театре Сказки, Театре «Кукольный формат», Государственной филармонии для детей и юношества в Санкт-Петербурге и Театре эстрадной марионетки «Пятое колесо» в Германии.
В качестве режиссёра Пётр Васильев поставил около 80 спектаклей в России и за рубежом. Его работы смотрят зрители из Германии, Эстонии, Литвы, Выборга, Петрозаводска, Тобольска, Ханты-Мансийска, Вологды, Калуги и других городов.
Режиссёр спектакля рассказал о своей работе:
«В новой постановке я пытаюсь приблизиться к А. Пушкину, как к Солнцу - максимально подойти к нему нельзя, но направление приятное. Это движение поднимает его участника на более высокий уровень. Еще не закончился юбилейный год 220 летия со дня рождения поэта и Александр Сергеевич вновь весьма популярен, во многих театрах вспомнили о знаменательной дате, и ставят спектакли по его произведениям.
При постановке сказок А. Пушкина есть одна сложность. В его драматических произведениях все создано по законам драматургии: есть текст, ремарки и распределение этого текста между персонажами. В сказочном тексте огромную роль играет голос автора, который ведет нас по сказкам, а персонажи лишь изредка обмениваются какими-то короткими репликами. Поэтому, при постановке произведений Пушкина часто авторский текст уходит к персонажу, ходящему по сцене с пером и якобы сочиняющему что-то именно в этот момент или к скоморохам. Они эти слова произносят, и в итоге действие на сцене превращается в некую зримую песню: «я говорю и делаю то, что я говорю». Такой ход не устраивал меня с самого детства, когда я посещал театр как маленький зритель.
В первую очередь, данную проблему мы решили с композитором, заполнив необходимые места музыкой, а авторский текст оставив в минимальном объёме. Поскольку дети, так или иначе, сталкиваются со «Сказкой о царе Салтане» в своей жизни, мы исходили из того, что материал им уже знаком. Для тех, кто его не знает, всё тоже должно быть понятно. У артистов появляется возможность проявиться в какой-то драматической игре, а иногда даже и драматичной. В сказке есть место интриге, предательству, смертоубийству.
Самая большая загадка и интерес – решить образ главного героя, того самого царя Салтана. Он вынесен на титульный лист, в заглавие, а действует, на самом деле, очень мало. Постановочная группа сказки и занимается решением сцен, которые не описаны у Пушкина. В начале царь Салтан берёт себе в жёны случайную девушку, затем уезжает на войну и всю оставшуюся сказку сидит сложа руки. К царю периодически приезжают купцы, что-то ему рассказывают, а он даёт им стандартный ответ. Руководят же всем сказочным процессом обиженные женщины, которым не досталось места на царском троне. Главные герои сказки, в реальности – сватья баба Бабариха, Ткачиха и Повариха. Вокруг них и крутится действие спектакля.
С художником Алевтиной Торик мы решили создать не статичную, меняющуюся на глазах у зрителя декорацию. Тобольская труппа достаточно хорошо знакома с композитором Николаем Морозовым и научилась работать с ним. Иногда даже самим артистам удивительно, что со сцены льётся чистое четырехголосное пение. В нашей команде есть режиссёр по пластике Игорь Григурко, который помогает артистам выстраивать пластическую лексику, массово и индивидуально. Когда на сцене создаётся тишина, не музыкальная, а словесная, актёру приходится показывать текст через собственную пластику.
В итоге на сцене должна получиться достаточно зрелищная музыкальная постановка. Остались пять репетиционных дней. Пока актёры будут гастролировать в югорских городах, в Тобольске решатся вопросы светового оформления и другие технические детали.
Спектакль «Сказка о царе Салтане» задуман и создаётся как музыкальная сказка для семейного просмотра».
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Надежда Казначеева.