Наши актёры - Лиана Токарева

Поделиться
             Я из Алма-аты, из театральной семьи, все мои родные работали и работают в театре, папа, Михаил Токарев, Засл. артист Республики Казахстан, 47 лет отдал Русскому Академическому театру драмы им. М.Ю. Лермонтова в Алма-ате. В этом театре я родилась и выросла, и первые шаги на актерском поприще я сделала именно на сцене этого театра в спектакле по произведению Олжаса Сулейменова « Глиняная книга». Спектакль назывался «Мы высокие будем стоять», у меня даже были слова, мне шесть лет и я выхожу с колокольчиком на сцену и произношу «Слушайте поэта». У меня даже мук выбора профессии не было - только театр, только сцена! Сколько себя помню – всегда хотела быть артисткой. Когда только начала складывать буквы в слова говорила «Лианочка, гузиночка, касавица атистка»
            (Лиана задумчиво улыбается)
            Интересно, что я никогда не была в театральных студиях в школе. Занималась гимнастикой, танцами, а вот театральные кружки нет, наверное, потому что в моей жизни был настоящий театр. Я росла там, получала первые навыки, наблюдения, опыт. Потом я выросла. Не с перового раза поступила в институт.

            - А что делали в течении года в антракте между школой и вузом?

            Работала в Тюзе в Алма-Ате осветителем, осваивала это очень важное в постановочном деле ремесло, потом меня приняли в труппу и я совмещала учебу в институте театра и кино имени Жургенова, институт наш, кстати организовали артисты Москвы и Питера будучи в эвакуации во время войны.

             - Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Можно ли было учиться на сказках?

            Это очень сильная школа! Раньше говорили так: институт – это первый курс, ТЮЗ – это второй курс, а уж драматическая сцена это накопление опыта. Играть для детей это вообще труднее, чем для взрослой публики, взрослых легче «обмануть». Если он уже сидит в зале, уже настроен на зрелище, то….

            - Он сам обманываться рад?

            Да можно и так сказать, а вот ребенка труднее убедить помогать и сопереживать вот той тете с привязанным хвостом и в шапке с ушками (смеётся) Я играла, конечно, не только зверюшек, даже мальчиков, но вот труднее всего мне дался Петух в сказке « Клочки по закоулочкам», режиссер Ирина Симонова все время говорила «Лиана, не верти хвостом, ты Петух, а не курица».

            - Но вы уехали из Алма-аты. Куда?

            Позже был театр драмы им. Горького в Астане. Было очень интересно, ведь из «детского» репертуара я перешла сразу во «взрослый». Марина Мнишек в «Борисе Годунове», графиня Розина в «Женитьбе Фигаро», Анна в «Вишневом саде», сначала было трудно, но мне везло с режиссерами. Вот как раз в Астане я поняла что такое совпадение актерской судьбы, Когда папа только пришел в театр в 70-х годах ему случилось срочно ввестись в спектакль «Василиса Прекрасная» на роль Бабы-Яги, кстати говоря этой сказке в ноябре этого года исполниться 45 лет. И вот мой первый ввод в спектакль в Астане, и тоже сказка «Василиса Прекрасная» правда, на роль Василисы.
            А потом случилось не понимание с худруком и я стала подумывать о переезде. В 2000 в феврале я приехала «знакомиться» с Тобольским театром. Здесь ставил спектакль мой друг, режиссер Юрий Кокорин, он познакомил меня с театром, с главным режиссером Валерием Медведевым. И вот уже 18 лет я в Тобольске.

            - А что стало притяжением, ведь что-то, такое приманило, раз так надолго здесь удержало?

            Люди. Да как это не странно именно люди, которые мне встретились в этом городе. Готовясь к этому разговору я посмотрела свой архив, и в самом первом интервью в газету «Тобольская правда» я сказала, что приехала года на три четыре, а там как судьба распорядится, вот она и распорядилась. Я полюбила город, и во многом благодарна за это Дмитрию Карасиеру, он так рассказывал о городе, о его истории, что не влюбиться в город нельзя было. К огромному сожалению, Дмитрия нет теперь с нами, но те рассказы и истории я храню в сердце и стараюсь чтоб мой сын Георгий, родившийся в Тобольске, так же знал и любил свой город.

            - Вернемся к театру. Сегодня в век скоростей, изменился и театральный процесс. Иные пекут спектакли рекордно быстро, хотя с теорией это мало согласуется.

            Из тех режиссеров с кем мне приходилось работать, наверное только Преображенский Б.Н. (ТЮЗ Алма-ата), мастер мой Андриасян Р.С., В.П. Медведев ну и пожалуй М.Д. Поляков, кто действительно серьезно и дотошно занимались и занимаются разбором по школе. А молодые режиссеры действуют иначе, не тратя времени на «застольный разбор». Потому что сегодня в цене – зрелищность, яркое театральное действо. Сейчас время режиссеров – постановщиков, а не режиссеров – педагогов. Ну по крайней мере мне так кажется, хотя может коллеги меня и поправят.

            - Получается, что сейчас актер как пешка, куда направили туда пошел?

            Это не совсем так, актер не пешка. Мне кажется, что человек, который должен вести других, который рождает, сочиняет спектакль, строит корабль – вот это режиссер. Он за всех все проиграл, все продумал и прочувствовал заранее, еще до репетиций, - когда взял в работу пьесу. В его руках – все нити. И возможно иные коллеги со мной не согласятся, но актер – это в первую очередь – глина для режиссера. Он нас разминает, согревает, лепит, а мы ему в этом помогаем. Если, конечно, не затвердеваем, упрямясь, а позволяем сотворить героя.

            - Это очень интересный образ, но, если откровенно не унизительно чувствовать себя глиной?

            Нет и нет! Мы ведь сознательно выбрали свою профессию. А если я всегда буду идти против режиссера, наперекор его воли, то получится: спектакль - отдельно, я - отдельно. Ну вот напридумывала я себе что то, гну свою линию и выпадаю из общей линии, из цельной картины. Ведь наша профессия – коллективная! Мы все друг от друга зависим. Малейший сбой текста, изменения мизансцены – влияют на нас. Если не будет ансамбля на сцене, не будет и спектакля.

            - Так рассуждает Лиана Токарева артистка. А что скажет Лиана Токарева режиссер и автор пьес которые она ставит?

           Ох….наверное так же. Я конечно еще « не волшебник, я только учусь», но пока мне везет с теми артистами с которыми я работаю, и я им очень благодарна за отзывчивость и понимание меня как постановщика.

            - Расскажите, как вы решились на такую сложную миссию?

            Как решилась. Наверное сила случая. Так бывает что артист не всегда востребован, особенно актриса после декрета, и вот чтобы себя занять, чтобы как то развиваться, я выпросила у главного режиссера возможность поставить танцевально-пластические номера в новогодней сказке. И, спасибо ему за это, он поверил в меня, и вот моя первая сказка «Малахитовая шкатулка», дальше – больше, Валерий Петрович стал доверять и «взрослые» спектакли, потом стала у него ассистентом. А потом я и вовсе обнаглела (смеётся) и написала новогоднюю сказку и сама поставила её. Надо сказать, что как то так получилось что лет шесть семь назад, я стала писать сценарии и ставить новогодние интермедии, потом и ко Дню защиты детей и ко Дню Знаний. Вот и что называется, затянуло. Сейчас театре, идет еще одна моя сказка на экологическую тему. Говорят, детям нравиться. А прошлой осенью я решила замахнуться на серьезную вещь. Когда-то давно, я еще в школе училась, папа показал мне «Реквием» Анны Ахматовой под «Реквием» Моцарта, и я влюбилась в её поэзию. Это была мечта прочесть это произведение со сцены, и ни как это не получалось. Поэзия в чистом виде вообще плохо приживается на сцене, собрать залы сложно и, поэтому, идут поэтические спектакли редко. Но - вот опять счастливый случай. Экс-губернатор Владимир Якушев, на августовской педагогической конференции в 2017 году, призвал школам проводить уроки в театре, ну ли как то так, дословно не помню. И я загорелась сделать такой литературный урок-разговор. Позвала актрис. Нас пятеро: Наталия Пономарева, Татьяна Адрианова, Татьяна Артемчук (мы, кстати все 18 лет сидим в одной гримерке) и Марина Некрасова. Позвала и предложила сделать такой спектакль, к моему огромному счастью, девочки согласились, и мы самостоятельно сделали, показали Евгению Викторовичу, он дал добро и спектакль вошел в репертуар.

             (прим. автора Е.В. Пономарев, директор Тобольского театра )

             - И что вот так все легко и гладко? Не завистников, не всяких подводных камней?

             Конечно не все гладко, но подножек никто не ставит. У нас вообще удивительный коллектив. Талантливый, отзывчивый, я бы даже сказала добрый. Бывает всякое, как и в любой семье. А Тобольский театр стал для меня семьей. У меня растет сын Георгий, и тоже уже выходит на сцену в спектакле «В списках не значился», несколько лет назад он со своими одноклассниками принимал участие в концерте в честь празднования великой победы. Наталия Пономарева придумала замечательный концерт и номер ребятам, они играли отрывок из фильма «В бой идут одни старики» и Гоша пел «Смуглянку». Очень хороший концерт, душевный.

             - Есть такая фраза «мой режиссер», а у Вас есть свой режиссер?

             Да такая фраза есть, но у меня такого понятия, наверное, нет. Я много играла у главного режиссера, и у тех кого приглашают, но конечно навсегда западает в душу тот первый режиссер, который доверил тебе, девчёнке, большую и серьезную роль. И у меня их два, как то так получилось, оба они мне встретились в Астане Юрий Кокорин и Валерий Стефаниев. Ну а особенно дорогие мне роли, конечно же, я сыграла, надеюсь ещё и сыграю, здесь в Тобольском театре.

             - Можете их назвать?

            Ну конечно. Это - Зоя в «Отравленной тунике» Гумилева, Корова - в «Простой истории» М. Ладо, Женя в «Валентин и Валентина», у нас спектакль назывался «Еще раз про Л….», и конечно же Марта из «Дикаря» Кассона, вот с ней тоже интересный случай, мой папа играл Пабло в этой же пьесе, и спектакль шёл с огромнейшим успехом, даже клуб «Токаревки» создали его поклонники, и у нас тоже был очень сильный спектакль в постановке Евгения Ланцова. У меня появилась поклонница, с которой мы дружим уже более 10 лет. Вот такие сплетения судьбы.

             - Но это все репертуар прошлых лет, а сейчас?

             Сейчас, конечно же, это спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» Гуркина, в постановке главного режиссера Медведева. Очень люблю свою роль Сурмиловой в комедии «Лев Гурыч Синичкин» в постановке Михаила Полякова, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, которые поставил Пётр Васильев, он, к сожалению, пока заморожен, но очень надеюсь что мы будем его играть, ну конечно-же «Ханума»!

              - А Ваш папа видел Вас на сцене, какую он дал оценку Вашей актерской игре?

              Папа видел меня только совсем еще зеленой артисткой на сцене ТЮЗа в Алма-ате, какую оценку дал не помню, скорее всего, похвалил (смеётся).

              - Вот, Вы сейчас с сыном играете в одном спектакле? Как это? Сложно? Или Вы настолько в нем уверены, что и не думали, что он не справиться?

              Я в себе-то не всегда уверена. Конечно, в процессе репетиций было страшно, что не справиться, но в итоге всё получилось и я очень рада что Георгий соприкоснулся с эти материалом, и с режиссером Александром Рязанцевым.

              - А какие мечты и планы сейчас у актрисы, режиссера, сценариста?

              Ох, какие громкие титулы. Я в первую и во вторую и в третью очередь артистка, поэтому конечно хочется новых ролей, интересных и разных. А вот про планы и мечты говорить не буду, боюсь сглазить. Я всю юность говорила, что мечтаю сыграть «Бесприданницу» Островского, думала вот прочтут режиссеры и сразу поставят на меня спектакль, не случилось, наверное, слишком много болтала.

              - А не хотелось, бы начать передавать свое мастерство, например, создать студию и преподавать?

              Честно, нет, я пробовала работать в школах, но поняла, что это не моё. В это надо вкладывать всю себя полностью, а если там отдавать себя полностью, то боюсь сил не хватит на театр, а он для меня на первом месте. Я большим удовольствием принимаю приглашения на участие в жюри. У нас комитет по образованию проводит театральные фестивали среди школ, и часто там я сижу в жюри, радуюсь, когда вижу интересные работы.

              - Председатель Профкома, член жюри, ведущий мастер сцены. Как удается справляться с такой колоссальной нагрузкой?

              Я люблю работать. Любовь, вот она и дает силы на всё, даже когда случается разочароваться, опустить руки, приходишь в театр, выходишь на сцену, и как будто второе дыхание открывается. У меня замечательные партнеры, друзья. И, конечно же, я очень хочу, чтобы мой сын мной гордился, так же как я горжусь своим отцом.

               Награждена Благодарственными письмами и Почетными грамотами Союза театральных деятелей России и Профсоюза работников культуры России, Почетная грамота департамента культуры Тюменской области, Победитель конкурса на предоставление грантов Правительства Тюменской области за достижения в театральном искусстве в 2013 году, неоднократный лауреат актерской премии имени П.П. Ершова, диплом « Пчёлочка Златая» за роль Сони в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас». С 2006 года является председателем профкома Тобольского театра.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.