Наши артисты – Алексей Лалаев

Поделиться


Детство

Алексей Лалаев родился в городе Бекабад Ташкентской области Узбекистана, а в 3 года вместе с родителями переехал в город Лысьва Пермского края, по размерам вполне сопоставимый с современным Тобольском. Именно этот город стал местом детских впечатлений и взросления будущего артиста. Родители Алексея занимались и занимаются частным предпринимательством, продают бытовую химию в торговых центрах Лысьвы. Мама – Лалаева Татьяна Валерьевна, папа – Лалаев Сергей Александрович. Есть младшая сестра Елена Лалаева, в городе Пермь она занимается собственной фотостудией и созданием букетов из фруктов. Сестра замужем, есть дочка, Алексею нравятся её художественные фотографии. Бабушка Людмила Александровна сейчас находится на пенсии. По линии папы есть бабушка Аля и дедушка Саша.
В детстве дома у Алексея был аквариум, в котором жили рыбки, тритоны и лягушки.

В доме Лалаевых все любят собак. Первая, ротвейлер Ася, была очень доброй девочкой. Вторая собака, тоже девочка породы Стаффорд, также обладает добрым и покладистым характером. Алеша унаследовал любовь к животным от матери. А однажды соседские девочки постучали в дверь Алексея и предложили: «Возьмите котика?!». Сейчас, в Тобольске у молодого артиста живёт большой, жирный и ленивый кот по кличке Будда.
Ещё в юном возрасте Алеша осознаёт, что не хочет в будущем заниматься чем-то цикличным, рутинным и монотонным.

С раннего детства мальчик ходил на множество различных кружков, среди которых был даже кружок по изготовлению игрушек. Воспитательница детского сада помогла дошить плюшевого бегемотика. Посещение кружка воспитало в мальчике внимание и усидчивость: необходимо вырезать всё по трафаретам, найти соответствующую ткань. В младших классах он полюбил кружок флористики: чёрным карандашом или маркером необходимо обвести трафарет, затем покрыть площадь тонким слоем клея и наклеить опилки, окрашенные в чёрный цвет. После засыхания клея лишние опилки сдуваются, оставшиеся полости заполняются опилками другого цвета и, в итоге, получается картинка из цветных опилок. Три месяца Алёша осваивал секцию карате, полтора года занимался самбо и дзюдо, но спорт не вызывал у него особого интереса. Хотя, с юными дзюдоистами ездил на региональные соревнования, где получил 3-е место. Было фантастическое чувство – маленький мальчик уже одерживает свои первые победы. Длительное время Алексей был увлечен танцевальным кружком во Дворце культуры Лысьвенского металлургического завода. С 1-го по 4-ый класс Алёша занимался пением в школьном кружке. Все вышеперечисленные занятия завершились к 5-му классу. Так же ещё постоянно ходил на летние школьные площадки, где устраивались различные конкурсы, проводились экскурсии: запомнилась поездка в Кунгурскую пещеру.

Начало увлечения театром

Тогда, ещё на летней школьной площадке, состоялся успешный актёрский дебют. Нужно было спародировать выступление эстрадной звезды, у Алексея хорошо получилось подражание Верке Сердючке: «Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла». Маленький мальчик создал себе импровизированный женский бюст, приглашал зрителей из зала. Всем было очень смешно. На линейке, перед строем школьников, Алексей был награждён своей первой шоколадкой за удачное выступление.
В 5-м классе мальчика перевели в более престижную школу, и в это же время папа привел его в театральную студию при театре драмы имени А. А. Савина г. Лысьва. Там преподавали профессиональные артисты, Алексей посещал занятия студии 6 лет, из них 4 года длился официальный курс обучения и 2 года он продолжал заниматься по собственному желанию. После 9 класса была предпринята попытка поступления в Пермский краевой колледж искусств и культуры на «Театральное отделение» по специальности «Актёр театра», но не смог сдать экзамены. Мастер Виктор Узун пригласил молодого человека приехать на следующий год. Алексей продолжил обучение в 10 и 11 классах средней общеобразовательной школы с посещением театральной студии.

Из школьных занятий больше других запомнился кружок флористики. В нём занималось много знакомых ребят, были и старшие школьницы. Все очень весело и интересно проводили время. Но именно приход в театральную студию дал Алексею чувство того, что он оказался дома. Всё показалось предельно комфортным, спокойным и уютным. Несмотря на это, юноша не отличался примерным поведением, любил отвлекаться от занятий и расстраивал преподавателей. Анжела Себекина, которую Алексей считает своей театральной мамой, часто расстраивалась из-за своих «чад», которые не отличались идеальным поведением лишь «по малолетству». Из студии, в летнее время, ребят отправляли в театральный лагерь «Ирень» возле г. Кунгура. Туда приезжали серьёзные специалисты из разных городов. Артистка цирка из Москвы научила Алексея жонглировать булавами. У каждого школьника был свой мастер, все занимались по различным театральным направлениям, а так же, учились искусству гримирования. В конце смены показывали приготовленные спектакли, проводили капустники, ходили купаться, бегали через кладбище в магазин - весело и с пользой на будущее проводили время. Неразлучная троица: Алексей Лалаев, Артём Огородников и Денис Дрягин всегда были в центре внимания и каких-либо событий, происходивших в жизни лагеря, поэтому часто становились героями капустников.
В театральном лагере и студии проходили занятия по пластике. Там юноша научился крутить палку, жонглировать ею. Там же прошли его первые занятия по рукопашному сценическому бою, поединку на шпагах и рапирах.

Дебют в театральной студии состоялся в новогодней сказке под названием «Кто поедет в Новый год»? Алексей играл Кота в сапогах, и это была его первая роль на сцене. Роль небольшая, Кот в сапогах выходил на сцену и почти весь спектакль находился на ней, воспроизводя небольшой текст. Не обошлось без забавных ситуаций. У Кота в сапогах, в одном из мест сюжета, оранжевые балетные туфли изображали лапы, а на плече висели сапоги-скороходы. На улице была зима и однажды молодой артист, забыв поменять уличную обувь на кошачьи лапы, так и вышел в ней на сцену.

Режиссёрский дебют Алексея Лалаева состоялся в 11-м классе, когда были поставлены две сценки со сценическим боем. В одной из них он режиссировал младших участников театральной студии в постановке на тему комедии «Усатый нянь». Затем была поставлена другая сценка и, после показа, глава театральной студии Людмила Шуваева (артистка драмы, работает в Лысьвенском муниципальном театре) отметила режиссёрские способности молодого человека.
В театральной студии Алексею запомнился спектакль «Комната № 13» (вариация постановки Р. Куни «Он, она, окно, покойник»), «Лев зимой» Д. Голдмена и «Поминальная молитва» Г. Горина. На Фестивале театров малых городов России в Лысьве впервые удалось увидеть Народного артиста России Евгения Миронова.

Обучение в ЕГТИ

Затем состоялось поступление в Екатеринбургский государственный театральный институт. Молодой человек подал заявления на кафедру мастерства актёра в мастерские Андрея Русинова и Владимира Двормана. Вячеслав Белоусов набирал на кафедру пластической выразительности.
Алексею удалось пройти конкурс только на контрактной (платной) основе. Поэтому он предпринял попытку поступления в Пермский государственный институт культуры на кафедру режиссуры и мастерства актёра. На втором туре ему позвонил Вячеслав Владимирович и сказал, что в случае хорошей успеваемости в течение первого семестра обучения студент будет переведён на бюджетное место. В ЕГТИ особенно запомнились Алексею Лалаеву мастера Вячеслав Белоусов, Маргарита Ершова и Олег Гетце, до сих пор он с вспоминает о них большой благодарностью в своем сердце. Благодаря заступничеству М. Ершовой абитуриент становится студентом курса В. Белоусова, после успешного первого семестра переходит на бюджетное обучение. В процессе учёбы Алексею становится ясно, что профессия актёра не является пределом его мечтаний, больший интерес вызывает возможность что-то придумать и поставить самому. Так студент увлёкся созданием зачинов, небольших тематических сценок, которые ставились вместе с товарищами за 30-60 минут до начала занятий по актёрскому мастерству. Они могли быть музыкальными или драматическими, но, поскольку ставились для В. Белоусова, то в большинстве своём это были пластические зачины.
Последние два с половиной года обучения Алексей ходил в наушниках, слушал определённую музыку и придумывал зачины, которые приносил почти на каждое занятие по актёрскому мастерству. Некоторые сценки приходилось готовить 2-3 дня, они были более сложными. Апогеем стал зачин, созданный на четвёртом курсе. Он длился от тридцати до сорока минут с участием четырёх актёров (двух юношей и двух девушек) и вошёл в состав спектакля, созданного В. Белоусовым. Он делал сбор из разных зачинов со всеми студенческими курсами, и постановка называлась «Экибана». Творение Алексея стало основной сюжетной линией, в которую вплетались сценки других учащихся. Тогда в программке спектакля студент был указан помощником режиссёра-постановщика – своего учителя.

Во всех институтах и колледжах, обучающих актёрскому мастерству, проходят работу с предметом. Одним из успехов можно назвать создание ритмического рисунка с газетами, созданного Алексеем Лалаевым, Ириной Григорьевой и Настей Копысовой. Газеты располагались на трёх стульях и с ними ребята проводили ритмические действия. Конечно, мастер помогал студентам советами, но основную работу они проделали самостоятельно. Например, Ирина создала интересный рисунок с костюмами, который хорошо подошёл к стилистике именно этого номера. С этим пластическим концертом ребята ездили на гастроли в г. Новый Уренгой на фестиваль сказок для детей.
На первом курсе, в течение одного дня, удалось побывать на фестивале-школе «ТЕРРИТОРИЯ». Тогда Алексей впервые увидел исполнителя традиционного танца из Японии Текитеро Кудо, способного изобразить в пластике даже ветер и камень. Там же удалось посмотреть спектакль итальянского режиссёра Пиппо Дельбоно «Дикая темнота». Труппа состояла из французских артистов и в ней работали люди с ограниченными возможностями (проблемами опорно-двигательной системы, недостаточным весом, аутизмом), но спектакль оставил неотразимое положительное впечатление.

Самое яркое впечатление за время учёбы – спектакль Вячеслава Полунина «Снежное шоу». Он потряс до такой степени, что Алексей до сих пор считает эту постановку своим самым большим сценическим впечатлением, несмотря на жанр клоунады.

После первого курса состоялась поездка в г. Геленджик на Фестиваль юмора и эстрады. Выступление молодых артистов было настолько успешным, что его отметили призовым местом, показали по телевидению и пригласили показать эти же номера в г. Москве. Ритмический номер с газетами до такой степени понравился организаторам Фестиваля в Геленджике, что они поставили его в программу на почётное последнее место, как самый яркий номер, как гвоздь программы. Некоторые преподаватели посчитали этот номер достойным включения в учебную программу второго курса театрального института.

Обучение в ЕГТИ окончилось в 2013 году. Вячеслав Владимирович открыл «Slavteatr» пластической драмы при Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии. В этом театре молодой артист поставил спектакль Питера Хирча «Редчайшая история о любви» для фестиваля в г. Озерске. Алексей танцевал в основной труппе Музкомедии, а в новом театре участвовал в постановке спектакля «Тургенев-fantasy». Спектакль придумывали сами артисты. Из курса Алексея в этот театр перешло около десяти человек. После двух лет работы спектакль был сдан, а труппа распущена. Ребятам предложили остаться в составе Музкомедии и танцевать. Молодому артисту эта перспектива показалась непривлекательной, поскольку в репертуаре Тобольского драматического театра уже шёл его спектакль «Без звёзд» по произведению Б. Иоселевича.

Тобольский драматический театр

Сокурсник Алексея Владислав Железняков договорился с бывшим тогда директором Тобольского драматического театра Сергеем Радченко о постановке. Постановка для репертуара театра – большая ответственность. Новость о согласии на сотрудничество застала Алексея на отдыхе в хуторе Джанхот Краснодарского края. Поиск подходящей пьесы для спектакля с небольшим количеством действующих лиц оказался непростым делом. Незадолго до посадки на поезд, отправляющийся в Тобольск, была найдена пьеса «Без звёзд». Постановку всего спектакля пришлось придумать за время дороги к древней столицы Сибири. Имевшаяся в плеере музыка прослушивалась на всём протяжении путешествия, и именно она звучит сейчас в спектакле. Это музыка исландской пост-рок-группы Sigur Rós в стиле ambient. Во время учёбы в театральном институте студент любил после занятий поставить на стол две-три свечи и просто сидеть, смотреть на них и слушать музыку этой группы, один или вместе с однокурсниками. Иногда прослушивание сопровождалось приятными непринуждёнными беседами о сути тех или иных явлений. После приезда в Тобольск, спектакль «Без звёзд» был поставлен всего за две с половиной недели. Он понравился Сергею Владимировичу и действительно был хорош для первой серьёзной работы. Затем состоялась премьера, и появились зрительские отзывы, порадовавшие создателя постановки. Молодые артисты рассказывали режиссёру, что зрители разных возрастов тонко и чутко реагировали на все ключевые моменты действия – и смешные, и серьёзные. Алексею приятно было видеть лица людей, выходящих из зрительного зала, замечая полученные аудиторией чувства и эмоции. А немного позднее Евгений Пономарёв, как новый директор Тобольского Драматического театра, пригласил артиста в труппу.

С 2017 года Алексей сыграл на подмостках Тобольской драмы десять ролей. Как режиссёр молодому артисту очень нравится Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии РФ Михаил Поляков, имеющий чёткое видение постановочного процесса. Интересно наблюдать за работой мастера с артистами во время репетиций. Эти наблюдения полезны для накапливания начинающим режиссёром необходимого профессионального опыта.

Понравилась работа с Александром Рязанцевым в спектакле по произведению Б. Васильева «В списках не значился». При работе над постановкой происходило детальное обсуждение каждой роли и, например, фраза режиссёра-постановщика «Ты не веришь, что война наступила. Ты играешь в неё» оказалось крайне важна для понимания сути разучиваемой роли солдата Пети Сальникова.

Большое впечатление произвела работа с артистом Государственного Театра Наций Дмитрием Сердюком, поставившим на Тобольской сцене музыкально-поэтический спектакль «Ахматова. Свидетель». Так же, как и с М. Поляковым, с ним можно было часами находиться на репетиции, и чувствовать передаваемые им вибрации, энергетическое поле. Даже будучи начинающим режиссёром Д. Сердюк многое сумел дать тобольским артистам, и Алексей благодарен ему за это.

Из спектаклей Тобольского драматического театра артисту больше других понравились комедии «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди и «Странная пара» Н. Саймона, мелодрама «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина.

Мысли о театре

По мнению Алексея, спектакль начинает жить полноценной жизнью уже в процессе своего проката, происходит поиск правильного отношения к своему партнёру, заполнения жизненной энергией возможных игровых пустот. Отношение к спектаклю, по сравнению с премьерой, становится более спокойным и это позволяет доработать постановку до её логической сути. Артисту необходимо верить себе, тогда ему верит зритель и  происходит диалог «из души в душу».

Театр даёт возможность высказывания сокровенных, порой смелых мыслей, то есть способ говорить о тех вещах, о которых люди забывают или не хотят говорить. Театр сокровенен, это разговоры на «ты», происходящие между артистами и зрителями здесь и сейчас. Он напоминает людям о том, кто они, зачем существуют, как чувствуют и переживают. Основной смысл театрального искусства – сопереживание зрителей происходящему на сцене действию.

Спасибо Алексею Лалаеву за интересный рассказ и новых творческих успехов!

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Надежда Казначеева.