Три мушкетёра

Поделиться
ПРЕМЬЕРА   
4, 5, 11 марта

Клинки со свистом секли воздух и лязгали, встретившись с гардой.

Кольцо противников сужалось, и у каждого был припасён для Портоса особый удар. И тогда, отбросив в сторону шпагу, которую он шутливо называл Бализардой, мушкетёр начал сражаться голыми руками.
Пробковыми воланами разлетались по сторонам враги. Гигант окончательно вошёл в раж. А сдвинувшийся с места сценический круг добавил и без того лихому бою динамики.
Да-да, круг. Бесшабашная битва, свидетелями которой мы стали, происходила не под стенами монастыря Дешо или в другом потаённом местечке Парижа, а на сцене нашего театра. И, смею вас уверить, ничего подобного сцена эта доселе не знала.
Более сорока лет я имею честь быть зрителем тобольского драматического. Видел шпаги и мечи, шашками артисты махали, и ружьё, мирно висящее на стене полтора акта, бывало, стреляло. Но сценического боя такой интенсивности, такого накала не припомню за весь обозримый период истории ТДТ.
И это был только фрагмент репетиции спектакля «Три мушкетёра». А шпаги, обещает режиссёр-постановщик Александр Рязанцев, будут звенеть в ходе всего спектакля. Литературная основа обязывает.

Учитель фехтования
Не уйти нам сегодня от Дюма. Судите сами, знаменитый француз отправил Гризье, героя романа «Учитель фехтования», в Россию. Погостил тот в Санкт-Петербурге и отправился затем в Тобольск с особой миссией. Это было в XIX веке.
Теперь у нас век XXI. И история совсем не литературная. Из Санкт-Петербурга в Тобольск приехал самый настоящий учитель фехтования. Наших артистов тренирует и ставит поединки Максим Пахомов.
Отвечая на вопрос о роде своей деятельности, вышеозначенный Гризье говорил: «Вы желали знать мою профессию? Так вот, моя профессия не дает мне права драться на дуэли». Максиму же драться всерьёз не даёт права диплом с печатью – получив актёрское образование, он окончил аспирантуру по специальности «Сценическое движение и фехтование» и теперь преподаёт в театральных вузах Петербурга.
И первый вопрос для такого человека о том, насколько востребована сегодня в театре его профессия: каково быть современным учителем фехтования?
- Эстетика фехтования, эстетика поединка начинает возвращаться на сцены театров, – говорит Максим Пахомов. - А ведь был период, когда режиссёры старались этого избегать. И людей, работающих с холодным оружием на сцене, было не так и много. Да, дисциплина эта в театральных вузах преподавалась, но кадровый голод ощущался везде. Сейчас постепенно возрождается культура фехтования. И «Трёх мушкетёров» вот ставят – и у вас, и в других театрах. И в кино боёв с применением холодного оружия сейчас очень много. И движение исторической реконструкции ширится по всему миру.
- Когда ты смотришь спектакль, в котором подразумевается бой, - вступает в разговор режиссёр Александр Рязанцев, – то понимаешь, что это другой вид существования артиста на сцене. Артисты начинают фехтовать и даже при условии, что эспадрон безопасен, вдруг осознают, что в руках не просто железячка. Понимаете, в те времена, когда множество людей на улицах открыто носило оружие, другие были отношения. Фраза «я вызываю вас на дуэль» значила «я собираюсь вас убить». И если уж в нашем литературном материале есть эта эстетика, современные артисты должны ощутить её сами и со сцены, по возможности, донести до зрителя. Так что в нашем случае шпаги – это путь к характерам героев, ключик к истории.
- И как наши артисты, способны на все эти батманы, дегаже и фланконады? – вопрос для Максима.
- Занят молодой состав. Навыки сценического боя, полученные в театральных вузах, ещё свежи. Да, мы сейчас работаем над некоторыми новыми для них, незнакомыми формами, но эта наука попадает, что называется, на взрыхлённую почву. Они справляются, и я доволен результатами работы.

Мальчик с книгой
- Поединки для спектакля ставятся всерьёз. Но вот декорации и костюмы, я слышал, будут достаточно условны, - обращаюсь к Александру.
- Насыщенные поединки, настоящие переживания, слова, написанные Дюма, – что ещё нужно для погружения в мир мушкетёров и гвардейцев, титулованных особ и простолюдинов. – размышляет в ответ Рязанцев. - Это история о мальчике, который в наше время читает книгу «Три мушкетёра»… Читает Книгу.
За счёт этого замысла хочется рассказать о непосредственном восприятии того, что происходит в романе Дюма человеком, у которого в голове еще нет стереотипов, связанных с экранизациями этого романа. Человеком, который смотрел современные фильмы, слушает соответствующую его возрасту музыку. И эта история Д'Артаньяна (которым он, естественно, себя представляет) для него воспринимается более непосредственно и остро.
И, конечно, мне бы хотелось, чтобы зритель, в чем-то согласившийся с этим восприятием, а в чем-то, может быть, и поспоривший, пришел домой и перечитал эту романтичную историю о долге, чести, дружбе и любви.
- А мне вот сразу после вашей репетиции захотелось перечесть. Сегодня прямо и возьмусь. Удачи вам в работе. Также сообщим нашим читателям, что постановка спектакля «Три мушкетёра» стала возможной благодаря гранту губернатора Тюменской области, выигранному тобольским театром. А премьера состоится 4 марта.

Дмитрий КАРАСИЕР
Дарья ФЕДОТОВА (фото)
http://tobolka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4127:2017-02-11-13-49-31&catid=40:201...