Описание
Спектакль «Палата № 6».
Автор – А.П. Чехов
Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Влад Фурман.
Художник-постановщик – Олег Молчанов.
Художник по свету – Дмитрий Щепетков.
Музыкальное оформление – Артур Мкртчян
Действующие лица и исполнители:
Андрей Ефимыч Рагин, доктор – Андрей Дежонов.
Михаил Аверьяныч, почтмейстер – заслуженный артист России Николай Дик.
Господин из земства Семён Лазарич, цирюльник – Илья Мозговой.
Хоботов Евгений Фёдорыч, уездный врач – Василий Щипицын.
Дарьюшка – Юлия Тарасенко.
Душевнобольные:
Иван Дмитрич Громов, бывший судебный пристав, и губернский секретарь – Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» Алексей Морозов.
Мойсейка – Вадим Франчук.
Человек с орденами – Пётр Логачёв.
Паралитик – Иван Каминский.
Другие представители нашего общества – Александра Денисова
Елизавета Кафиева, Анастасия Квитко.
Никита, больничный сторож – заслуженный артист России
Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» Аркадий Коваль.
Премьера состоялась 24 декабря 2011 года.
Продолжительность – 2 часа.
Действие идёт без антракта.
С легкой руки Антона Павловича Чехова выражение «Палата № 6» в нашем языке стало нарицательным.
Обозначая что-то абсолютно дикое и доведенное до абсурда.
Повесть написана в 1892 году. И с тех пор заработала репутацию тяжелого, сложного, мрачного произведения. Туча, словом, а не повесть. Чтобы прочитать ее, надо затратить огромные душевные усилия. А уж если смотреть…
Тем не менее, повесть, действие которой происходит: а) в России б) в сумасшедшем доме, пользовалась огромной популярностью.
Как могло произойти, что главный врач больницы, добропорядочный гражданин, превратился в душевнобольного человека. Превратился сам? Или ему помогли? И подлинно ли он сошел с ума? Или нет? «В Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду – палата № 6. Это Россия…», – так отвечал на эти вопросы Николай Семенович Лесков.
Спектакль «Палата № 6» поставил режиссер Влад Фурман, чьи спектакли по классической прозе: «Обломов», «Господа Головлевы», «Крейцерова соната», «Мертвые души», «Сорок первый» по Б. Лавреневу всегда остросовременны по форме и содержанию.
Уже второй спектакль (после «Господ Головлевых») режиссер репетировал без классической инсценировки, прямо по тексту повести. Этюдным методом. По ходу репетиций уточнялись и действующие лица.
Что объединяет артистов, занятых в спектакле, и режиссера Влада Фурмана? Они все одной группы крови. Их творческий почерк склонен к сценическому заострению.
«Палата № 6» сегодня в театре имени Андрея Миронова не «мрачный реквием», а психологическая игра контрастов, логически доведенная до сценической «точки кипения» – гротеска, подчеркнутого сценическим оформлением художника Олега Молчанова.
В оригинальной сценической версии «Палаты № 6» в постановке Влада Фурмана герои обнажают боль общества, которое за 120 лет жизни чеховской повести нисколько не изменилось. Глашатаями истины остаются пациенты психиатрического отделения, а успешные обыватели «при должностях» тонут в собственной пошлости.
Бывший судебный пристав и губернский секретарь Иван Громов с воодушевлением истинного вольнодумца обличает ту самую систему, которой служил и которая привела его за решётки палаты для душевнобольных.
В философствующем докторе Рагине, уставшем от рутины и выгорающем изнутри, он пробуждает силу и энергию на настоящий и последний бунт.
В диалоге рождается прозрение.
Блистательную дуэль двух мировоззрений тонко и проникновенно ведут великолепные актёры – Андрей Дежонов (Рагин) и Алексей Морозов (Громов).
Динамичная и насыщенная постановка, в которой действие развивается по стремительной и чёткой музыкально-ритмической партитуре, обеспечивая глубину погружения и лёгкость восприятия.
Из интервью народного артиста России Рудольфа Фурманова газете «Санкт-Петербургский дневник»: «Вот вчера была "Палата №6". Так зал встал и 20 минут аплодировал. Есть хорошее понятие у Галины Борисовны Волчек, с которой я дружу уже много-много лет, – энергия аплодисментов». (Виктор Высоцкий. Рудольф Фурманов: Сегодня театром руководят кто угодно, но не режиссеры...//Санкт-Петербургский дневник. 18.10.2013)
«На спектакле «Палата № 6» (режиссер Влад Фурман) возникает какое-то удивительное единение сцены и зала, героев и зрителей. И вовсе не потому, что чеховская история необыкновенно актуальна и словно списана с сегодняшних российских будней. И не потому, что актеры, находящиеся на расстоянии вытянутой руки, сидящие на длинной красной скамейке на первом – нулевом ряду, на котором обычно сидят приглашенные, обращают свои монологи прямо к зрителям. Прямого банального хода в спектакле нет. Есть ирония, гротеск, сценическое заострение чувств и эмоций. Есть живое человеческое сострадание и сочувствие. И попадание в точку наших самых болевых проблем…
«Палата № 6» – едва ли не первый спектакль, в котором полностью отсутствует любовная линия. А потому его мир жутковат и спасения героям дожидаться неоткуда.
Известно, что Чехов считал свое произведение «либеральным», ибо в нем необыкновенно остро прозвучала критика двух наиболее слабых звеньев российской действительности — медицины и судопроизводства. Вспоминается и знаменитое высказывание Лескова о том, что «вся Россия – «Палата № 6». Впрочем, с таким определением режиссер категорически не согласен. В интервью до и после премьеры он говорил, что поставил спектакль вовсе не об этом. Влад Фурман: «Основная тема произведения, то, что беспокоило Чехова тогда в России, и то, что необыкновенно актуально и сейчас, — формальное отношение в России к людям. А если мы будем проходить равнодушно мимо страдающего человека, то завтра так же пройдут мимо нас и вытрут о нас ноги». По его же словам, когда он недавно перечитал это произведение, оно обожгло его своей остротой и болью так, что он понял: не может его не поставить.
Образ сумасшедшего, перевернутого вверх ногами мира возникает в спектакле вполне конкретно и зримо. Еще в фойе, на входе в зал, нас встречает пугающий, страшный персонаж в больничном халате, привязанный то ли к клетке, то ли к кровати. Только подойдя поближе, можно догадаться, что это все-таки не живой актер, а восковая кукла. Забор, который отгораживает обитателей чеховской палаты от свободного мира, режиссер вместе с художником спектакля Олегом Молчановым помещает вверх, под потолок, как бы прикрывая намертво крышку склепа, у героев здесь нет выхода даже к небу. И кровати с железными сетками, похожие на клетки, привинчены здесь намертво не к полу, а к потолку. «Впечатление, что вы входите в зверинец», – эта фраза из чеховского рассказа воплощена тут почти буквально». (Галина Степанова. Русская классика в «Русской антрепризе»// Страстной бульвар, 10. № 8. 2012)