Описание
Автор – А.П. Чехов
Режиссёр-постановщик – Лауреат Российской Национальной актёрской премии им. А Миронова Алексей Морозов. С детства занимался театральном искусством в студии «Вообрази». Учился в Театральном институте у В.М.Фильштинского. Работал в Малом драматическом театре. После премьеры спектакля «Мадам Бовари» на сцене Театра им. А. Миронова уходит из МДТ, начинает активно сниматься в кино. Во время репетиций спектакля «Мадам Бовари» на сцене Театра им. А.Миронова был снят режиссёром Владом Фурманом для проб в многосерийный художественный фильм «Таинственная страсть» и утвержден Первым каналом на роль Ваксона, которая принесла ему настоящий и большой успех.
Художник-постановщик и художник по костюмам – Гала Филатова, недавно выпустившая на сцене Театра имени А. Миронова три спектакля в содружестве с Владом Фурманом: «Мёртвые души»,
«Гамлета» и «Дон Кихота».
Художник по свету – Гидал Шугаев.
Композитор – Сергей Верховцев.
Действующие лица и исполнители:
Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор – заслуженный артист России Николай Дик.
Елена Андреевна, его жена – Елизавета Кафиева.
Софья Александровна (Соня), его дочь от первого брака – Анастасия Квитко.
Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора – заслуженная артистка России Елена Ложкина.
Войницкий Иван Петрович, ее сын – Олег Гаянов.
Астров Михаил Львович, врач – заслуженный артист России Михаил Разумовский.
Телегин Илья Ильич, обедневший помещик – Илья Мозговой.
Марина, старая няня Лауреат Российской Национальной актёрской премии им. А Миронова Татьяна Захарова.
Работник – Иван Каминский.
Премьера состоялась 11 февраля 2023 года.
Продолжительность – 2 часа 30 минут с одним антрактом.
Одна из любимых пьес А.П. Чехова в мировом репертуаре «Дядя Ваня», написанная в 1896 году, вдохновила известного актёра и кинорежиссёра Алексея Морозова на режиссёрский дебют на сцене Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова.
Из-под ветоши традиций достают создатели спектакля историю одной дворянской семьи, мир которой, некогда цельный и гармоничный, разъят сегодня на отдельные «элементы».
Чувства и метафоры
Художественное решение спектакля воплощено в столкновении двух миров – живых человеческих устремлений и чувств и вечного мира «за порогом».
Элементы декорации художника Галы Филатовой – как экспозиция современного музея, где «экспонаты» заключены в стеклянные «саркофаги». Чувства героев, как и главные атрибуты их повседневной жизни, оказываются заключенными в изящные стеклянные кубы, в которых можно наслаждаться их красотой и недоступностью.
Кажется, что от идеалов остались только обозначения.
Что осталось? Традиция
О традиции семейных обедов и чаепитий здесь напоминают элементы старинной мебели и изящной фарфоровой посуды, заключенные в стеклянные капсулы. Об утерянной духовности – графичная люстра-паникадило, искушающая к трагическому поступку.
О ценности образования – зависшие в пространстве ступени к шкафу-библиотеке.
А ломаные линии осторожно намекают на неустроенность.
Музейной ценностью может стать и искреннее чувство, движение души.
О чём?
Если в конце XIX века дал трещину крепкий уклад дворянской жизни, так бережно и тонко отраженный в чеховской пьесе, то что же изменилось спустя 125 лет? Что заставляет нас вновь и вновь следить за переживаниями этих ушедших, казалось бы, в прошлое людей?
Ухватиться за прошлую счастливую жизнь пытается каждый персонаж спектакля. Но возможно ли продолжение жизни в этом ломаном современном мире? За что держаться, за что ухватиться сегодня, войдя в мир Дяди Вани.
Ни разбитое сердце, ни сгоревшие мечты не умаляют веры безнадёжных романтиков Чехова в лучшее. Пусть сейчас их «алмазы» и не сверкают как раньше – некоторые покрылись пылью, а какие-то просто потерялись – но вытягивается вверх зелёное деревце, символ надежды в спектакле Алексея Морозова «Дядя Ваня».
Смогут ли герои преодолеть судьбу? Стать счастливыми сейчас, а не после?
Из интервью Алексея Морозова «Российской газете»: «Я пытаюсь исследовать так называемый «русский хронос»!", незыблемый и вековечный. Ведь эта история могла произойти в России в любое время – в XIX веке, в XX-м и в XXI-м… И через тысячу лет будет то же самое. В этом и плюс, и минус русского человека. Мы всегда будем заблуждаться, будем подменять реальность иллюзиями. И всегда будем говорить, что «лучше пить – умирать, чем не пить – умирать». Всегда Елена Андреевна будет говорить: «Во всех вас сидит бес разрушения». Эти слова, пожалуй, самые главные сейчас для меня в этой пьесе…» (Светлана Мазурова. Чехов в новых технологиях: в Петербурге выпустили первый NFT- спектакль// Российская газета. 17.02.2023
«Все предметы мебели, реквизита помещены в прозрачные стеклянные капсулы, шкафчики, футляры. Настоящий венский коллекционный стул, редкий антикварный самовар, даже чашки, в которых подают чай, здесь — в стеклянной коробке. Некие обломки дома, которые то собираются в кубики, то распадаются в своей вечной игре со временем. Невольно вспоминается рассказ Чехова «Человек в футляре». В футляры с прозрачными стенками, кажется, упакованы все чувства и эмоции героев. В игре актеров преобладает эмоциональная сдержанность. Предметы как музейные экспонаты хранятся в прозрачных витринах, дорогие, красивые и недоступные, но и все герои живут здесь словно в некоторой изолированной стеклянной капсуле. Как, например, Елена Андреевна — роковая красавица в исполнении Елизаветы Кафиевой — женщина-русалка с полотен художников Серебряного века. Или недоступный для Сони с ее вечными заботами по хозяйству (Анастасия Квитко, Анна Арефьева), ее полудетской страсти философ и одновременно циник Астров (Михаил Разумовский). В роли Войницкого Олег Гаянов актер МДТ — Театра Европы, актер додинской психологической школы. Глубоко переживающий, самый одинокий человек в стеклянном доме. Между Астровым и Войницким в спектакле даже возникает некая борьба за Елену Андреевну, на взаим ные чувства могут претендовать оба, но ни один из них не сможет разбить стеклянный футляр, в который закрыты ее чувства. В своей непроницаемой капсуле существует и профессор Серебряков (Николай Дик), не интересующийся ничем, кроме собственной персоны, и Мария Васильевна (Ирина Соколова, Елена Ложкина) с вечной книжкой в руках, и странный, «не от мира сего» Телегин (Илья Мозговой), и даже старая няня Марина (Татьяна Захарова), не очень-то занятая какими-то домашними заботами. Призрачный мир стеклянных кубиков, и в них живут, страдают такие простые и понятные нам чеховские герои… Из стеклянных кубиков — обломков мира в третьем действии собирается подобие некоего дома, но кубики опять распадаются. «Вам не жаль никого, ни лесов, ни птиц, ни женщин, ни друг друга. Во всех вас сидит бес разрушения». Слова Елены Андреевны, повторяющей слова Астрова, но у Астрова они относятся уже к чете Серебряковых. Эта фраза становится ключевой в спектакле. Некогда цельный мир разбит на отдельные, не собирающиеся в единое целое молекулы. Всё меньше надежды на то, что рассеется тьма, что «мы отдохнем» и «увидим небо в алмазах»». Галина Степанова. Сберечь лучшие традиции //Страстной бульвар, 10. № 9–259/2023.